Что важно знать об ожирении, чтобы не давать бесполезных рекомендаций и не тратить на приеме время впустую?
Дневник эндокринолога профессора В.В.Фадеева
Дата: 19.06.2025
Участники: Валентин Фадеев
Таймкоды:
Как и кому заниматься вопросами ожирения и есть ли вообще такая возможность? Своими рассуждениями на эту тему поделился Валентин Викторович Фадеев, член-корреспондент РАН, д.м.н., профессор, директор клиники эндокринологии, заведующий кафедрой эндокринологии №1 ИКМ ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова. Эксперт также поднял вопрос роли фармакотерапии в снижении веса.
Кто должен заниматься вопросами ожирения?
Эксперт делает это очень редко, у него нет такой возможности, потому что на это нужно очень много времени и умения вести долгую, достаточно кропотливую, нудную для врача работу. И при этом эта работа далеко не всегда благодарная, потому что успех достигается не часто, а стойкий эффект- еще реже.
Заниматься ожирением в поликлиническом приёме, который продолжается 15 минут занятие бессмысленное. Врач лечит физические болезни, которые непосредственно угрожают жизни пациента. Например: ассоциированными с сахарным диабетом заболеваниями, осложнениями атеросклероза.
А вопросами коррекции пищевого поведения, т.е. ядром проблематики ожирения врачи-эндокринологи совершенно не обязаны заниматься, потому что это выходит за рамки соматической медицины.
В современном мире позитивной психотерапией, то есть нормальным обсуждением с пациентом неких проблем, должен владеть любой настоящий врач. Он должен уметь говорить с пациентом и уметь помогать ему словом.
Ожирение – это болезнь головы, потому что рот находится на голове.
Важно! Для того, чтобы человек меньше заедал проблемы, нужно работать с головой пациента, а это выходит за рамки компетенции эндокринолога. Это вопросы поведенческой терапии.
Поведение определяется нашими желаниями, если мы люди разумные и сознательные. Если же совсем неразумны, то этим заниматься особого смысла нет. Но всё-таки у врача 15 минут приёма, большую часть этого приёма нужно обсуждать уже ассоциированные заболевания.
Эндокринолог, например, будет заниматься диабетом и сердечно-сосудистой патологией. Надо пациенту сказать, что ожирение есть, но обычно это пациент и сам понимает. Чаще сложнее доказать пациенту, что у него ожирения нет. Потому что многие девушки уверены, что они ожиревшие, при этом это проявление дисморфомании. Самостоятельно это сделать очень сложно, это нужно донести пациенту.
Ключевые посылы врача пациенту
Надо сказать, что вес надо снижать, но надо иметь ввиду, что в принципе самостоятельно это удается сделать только примерно 5% пациентов. То есть, вероятно, 95%, если пациент будет жить дальше так же, как и жил, то он останется в прежнем весе. И это не потому, что он какой-то плохой человек, какой-то не такой. Просто, потому что это свойственно людям. Это не обвинение, мы не говорим о том, что эти 5 процентов какие-то уникальные.
Пациента можно направить куда-то, кто реально занимается этим, но нужно сразу сказать, что это занятие долгое и нудное. Эксперт обычно говорит на своих приемах, что есть специалисты, которых он знает и которым доверяет, и они могут с пациентом заниматься, потому что это их работа.
Но надо понимать, что придётся потратить достаточно много времени на это, нужно будет часто и подолгу консультироваться и обсуждать многие моменты питания и жизненного поведения. Это будет стоить много времени врача, который будет стоить много денег. Потому что врач не может это всё делать в рамках ОМС и эта работа не предусмотрена нигде, кроме частных приемов.
Как вариант - можно читать книжки, которых очень много продаётся -целые полки книг про то, как бороться с ожирением.
Когда эксперт отправляет к профильному специалисту, то он ещё и проговаривает, в чём будет состоять эта работа.
Что не нужно делать
Что точно не надо делать, так это говорить «меньше ешьте, больше двигайтесь!». Это известная фраза, очень устоявшийся фразеологизм даже практически.
«Быстро объяснить диету за 5 минут» - мол перед обедом выпивать стакан воды и просто убрать хлеб, после шести не есть. И вы будете счастливы, вы похудеете, просто волшебны. Плюс купите себе фитнес-часы и 10 тысяч шагов. И в конце можно запугать осложнениями:
- иначе пациент просто умрет,
- у него будет диабет,
- нужно будет менять суставы коленные и тазобедренные, и т.п.
Это абсолютно не профессионально и это делать бессмысленно.
По мнению эксперта, суть здравоохранения – написать клинические рекомендации и жить по ним. Есть 10 человек, которые в теме, они напишут клинические рекомендации, и страна и медицина преобразятся и всё будет просто волшебно. Это из той же серии что и раздача брошюр для похудения.
Фармакотерапия
Эксперт к ней относится хорошо, особенно в последнее время, потому что она поменялась благодаря феноменальным достижениям.
Здесь в первую очередь речь идёт об агонистах ГПП-1. Если говорить о работе с пациентом, в такой именно формулировке, по мнению эксперта, фармакотерапия очень помогает видоизменить его: помогает изменению и формированию новых пищевых привычек.
Важно! Но это происходит, если пациент занимается со специалистом.
Фармакотерапия может этому помочь. Чаще всего она нужна, потому что эффективность просто уговоров не очень высока.
Агонисты рецепторов ГПП-1
Агонисты рецепторов ГПП-1 видоизменили работу врача колоссальным образом. Это огромный прорыв в лечении сахарного диабета, потому что, ну есть категории пациентов, для которых это реальный выход из ситуации.
Это пациенты с ожирением, когда уже дошли до использования больших доз инсулина и оказываются в тупиковой ситуации, когда инсулина всё больше и больше, пациент еще больше прибавляет веса, и это, в общем, ситуация порочного круга, который удаётся разорвать этими препаратами.
Для нашей клинической практики сейчас очень много есть вариантов и самый используемый препарат Семаглутид, при этом он есть в очень разных дозировках, т.е. здесь простор для врачебной работы.
Резюмируя, врач должен понимать, что если у него 15 минут и перед ним сидит пациент, и нужно обсуждать вопрос ожирения, то надо сразу обозначить, что это не тот формат и дать некие ориентиры, причем проговорить ориентиры , в чём они состоят. Т.е. эти 15 минут предназначены не для конкретных рекомендаций по изменению пищевого поведения.
3 комментария
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий